runata (runata) wrote,
runata
runata

о пользе приятных встреч

у Андре Бретона нашла одну интересную историю.
Как-то раз Андре Бретон и Альберто Джакометти пошли на Блошиный рынок.
"Джакометти работал тогда над женской фигурой...

Хотя фигура возникла в его сознании за несколько недель до нашей прогулки и тогда же - за несколько часов - была вылеплена в гипсе, сюжет потом без конца варьировался. Повторялось положение рук, не менялась опора ног... но вот форма лица, длина предплечий, от чего зависело соотношение между руками и грудью, - постоянно менялись... под чужим влиянием художник уже было опустил чуть ниже руки, чтобы открыть грудь, и сразу как бы исчез невидимый, но присутствующий предмет (скульптура теперь называется "Невидимый предмет"), который держат или поддерживают руки, - а ведь здесь главный смысл фигуры. После колебаний и незначительных корректив руки на следующий день вернулись на своё место. А вот головка, сразу намеченная в основных линиях, долго ещё менялась под влиянием неясных чувств... она упорно не поддавалась индивидуализации. В процессе кристаллизации не хватало опоры на реальность, присутствия мира осязаемых предметов...

На рынке, у старьёвщиков, предметы, смущённые равнодушием одних и вожделением других... казались нам совсем одинаковыми... Первый предмет, который действительно приковал наше внимание как что-то невиданное, была металлическая полумаска - удивительно твёрдая и вместе с тем как бы легко отвечающая какой-то необходимости, нам неведомой... Джакометти, обычно равнодушный к подобным вещам, положил маску с некоторым сожалением, отошёл, но вдруг... вернулся и купил её.
Маска... показалась нам специально созданной для Джакометти... Рассмотрев внимательно строение маски, мы пришли к выводу: абрис её - нечто среднее между слепком "Головы мужчины", последней работой Джакометти, и лицом той самой женской фигурки, что только формировалась... маска должна была помочь Джакометти побороть свои сомнения. Она, благодаря некоторым, сразу схваченным деталям сходства, повлекла слияние двух манер. Восхищаясь сегодня естесственным совершенством этой женской фигурки, невозможно отрицать роль маски, попавшей тогда в руки художнику..."
Дальше Бретон рассказывает о своей собственной, тоже очень важной находке, сделанной в тот же день в том же месте. И приходит к выводу:
"...находки, которые мы сделали вместе, отвечали не просто решению одного из нас: желание одного пробудило - при определённой ситуации - желание в другом... два человека, идущие рядом, образуют некое целое, части которого испытывают взаимовлияние. Находка внезапно сблизила два вроде бы отдалённых уровня размышлений, подобно тому как в атмосфере происходит неожиданная конденсация: проводниками становятся те частицы, которые раньше таковыми не были, и образуют молнии...
Симпатия, объединяющая то двух, то многих, часто направляет их к решениям, которые по отдельности они искали бы тщетно. Благодаря симпатии встреча становится счастливым случаем (при антипатии, напротив, злосчастным); если встреча значима лишь для одного из партнёров, её можно не принимать во внимание, она остаётся в пространстве случайностей."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments